Учитель технологии школы №5 Центр ИнТех Ирина Рысцова стала победительницей

регионального этапа Всероссийского конкурса мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучшая швея».

Случайный выбор

Моя героиня связала свою жизнь с этой профессией совершенно случайно. После школы поступила в институт, чтобы получить специальность учителя географии. Обучение было заочным. По словам Ирины, ей стало скучно от избытка свободного времени. Тогда и решила параллельно овладеть специальностью портного.

— Я не имела представления об этой профессии, не увлекалась шитьём, куклам платьев не кроила. Но ни разу не пожалела об этом выборе. Моим мастерам благодарна, они заложили крепкую базу знаний, которые со мной на всём протяжении профессионального пути, — говорит Ирина. 

Учителем географии ей так и не пришлось поработать, а вот специальность, которую получила в профучилище №24, дала ей путь в жизни. Без малого десять лет Ирина проработала в техникуме мастером производственного обучения по специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий». Второй год трудится в школе.

— Никогда не жалела о полученной дополнительной, как казалось когда-то, профессии. Она дала мне не только трудоустройство, но и возможность красиво одеваться, разбираться в тенденциях моды, видеть недостатки одежды, понимать качество тканей и готовых изделий. Для женщины это немаловажно, — подчеркивает моя героиня.

Отвечая на вопрос, какими качествами необходимо обладать швее, Ирина называет усидчивость, терпение, старание. А вот портной, закройщик, конструктор — профессии творческие, у человека должно быть определённое состояние души, вкус.

— Швеёй можно стать при желании, а вот портным надо родиться, — считает она.

Взрастить интерес к профессии

Рассказово — город текстильной промышленности. У нас всегда были востребованы швейные профессии. Сегодня интерес к ним упал. Данная проблема актуальна не только для нашего города, но и для всей страны. Этот факт беспокоит и мою героиню.

— Моя цель — взрастить этот интерес. Начинать надо со школы. Уроки технологии должны заинтересовать, увлечь ребят, необходимо задавать какой-то уровень мастерства. «Тогда они придут в профессию», —говорит Ирина.

Рассуждая о важности швейных специальностей, подчёркивает, что в наш век компьютеров и интернета даже самые высококлассные IT-специалисты не ходят без брюк.

— Я думаю, что каждая девушка, женщина должна уметь держать иголку в руках, уметь зашить прореху в одежде. Девочкам надо этим овладеть. Во-первых, для себя. Но и для того, чтобы наш город продолжал свои славные традиции, — уверена Ирина.

В школе ИнТех нет гендерного подхода к урокам технологии. И девочки, и мальчики занимаются по одной программе. В одной четверти в швейную мастерскую приходят будущие мужчины, девчата в это время осваивают столярные и токарные станки. Потом школьники меняются местами. Практика показала: и у мальчишек есть интерес к шитью.

Прекрасная половина изготавливает на уроках технологии простейшие виды одежды: фартуки, юбки и платья. Девчата шьют на руках, за швейной машинкой, работают с утюжительным оборудованием.

Получают они и задания с элементами творчества. Например, заключительным этапом изготовления платья является декорирование. Каждая продумывает, чем её изделие будет отличаться от других, чем его украсить, подчеркнув индивидуальность.

         В прошлом учебном году воспитанницы Ирины Рысцовой участвовали в муниципальном конкурсе «Палитра ремёсел». Восьмиклассница Елизавета Березная стала победительницей.

На футболках она выполнила рисунки на тему «Вклад Тамбовской области в победу», используя акриловые краски и машинную вышивку.

На одной из них изображён символ региона — волк со сломанной стрелой и вышита надпись «Мы выбираем мир», на второй — танк «Тамбовский колхозник», размещена георгиевская ленточка.

В кружке «Рисуем моду», который Ирина Рысцова ведёт второй год, подход к преподаванию более демократичный. Учитель использует технологию сотрудничества. Дети сами выбирают, что будут шить — одежду или игрушку, какую именно. Здесь наставник старается развить воображение, фантазию, самостоятельность и инициативу.

Кружок востребован. Его посещают 12 девчат. Два раза в неделю они после уроков приходят в мастерскую.

Аня Булгакова, шестиклассница:

- В кружок хожу второй год. Мне нравится шить, заниматься рукоделием. Здесь интересно. Я сшила зайцев, куклу, сейчас работаю над плюшевой акулой. Ирина Александровна мне очень нравится. Всегда поможет, у неё большой опыт, она делится с нами знаниями, хорошо учит нас.

Юля Куприянова, шестиклассница:

- Я сразу пришла в этот кружок. Раньше шила на руках, здесь научилась работать на машинке. Моя мама швея, и мне нравится этим заниматься. На занятиях я шью платье для младшей сестры. Вике три года, она пошла в детсад. Это платье для садика. Будет красивое. Это я точно знаю!

Старалась для детей

Несколько лет Ирина Рысцова являлась экспертом региональных чемпионатов «World skills Russia» в компетенции «Технологии моды» и среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «Портной», организатором регионального этапа Всероссийской олимпиады проф мастерства. Участвовала в проекте «Билет в будущее».

В региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» принимала участие во второй раз, на её счету уже есть второе место. В этом году она стала победительницей.

— Приятно было занять первое место, но неожиданно. Победа явилась потрясением — я смогла обойти таких профессионалов! Я старалась для школы, учеников и их родителей, для которых важно понимание, что с их детьми работает человек, владеющий знаниями, мастерством. Рада, что мне всё удалось! - поделилась она.

Газета «Трудовая новь»

Фото Натальи Рязановой